Центр перинатальной психологии и психологии родительства Марины Ланцбург. Курсы. Семинары. Вебинары

Психологическая помощь семье при внутриутробной патологии малыша

Сборник тезисов VI Всероссийского съезда онкопсихологов, Москва, 2014 г. 96 с.,Масленникова Е.С. «Психологическая помощь семье при внутриуторобной патологии малыша»

Масленникова Е.C.

«Материнская любовь – это милосердие и сострадание, дающие человеку силы справится с жизненными невзгодами. Безусловное принятие, как правило, рождает у ребенка чувство спокойствия и уверенности в себе».

Филиппова Г.Г.

4 сентября 2014 года Министерство Здравоохранения Российской Федерации выпустило рекомендации № 15–4/10/2–6725для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «Профилактика отказов от новорожденных в родильных домах» для использования в работе медицинских организаций, оказывающим помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.

В особую группу входят женщины с риском рождения детей с врожденными нарушениями развития. В г. Клин разработана медико-психологическая система «Растем вместе» сопровождения таких семей. Становление диады «малыш-мама», основа благополучного результата, при любом варианте разворачивания событий. Что самое опасное то, что родители, нарисовав себе образ малыша, сталкиваясь с жестокой реальностью, переживают утрату безоблачного родительства. В семье происходят процессы перерождения прошлой, знакомой семьи на новую неизвестную. Важно принять себя в новой роли, женщины – матери, мужчины — отца.

Ребенок родится с «недостатками». Родимое пятно, врожденные уродства, неправильная форма головы, в подобных случаях малышу, такие особенности, огорчающие родителей неизвестны. Зато малыш хорошо понимает состояние мамы, которая тревожится, думая о малыше, хмурится. Когда он родится, упираясь взглядом в то, что ее не устраивает в ребенке не принимая и расстраивается, транслируя: что ты не такой, каким бы мне хотелось тебя видеть.

Разумеется, Вы любите малыша самого, а не любите только эти неприятные его особенности, но разобраться в том — что он не такой как все, он сможет спустя несколько лет, а возможно при своевременном медицинском вмешательстве и успешной реабилитации его полнейшее восстановление. Если Вы посмотрите на себя со стороны, глазами лежащего перед вами человека, то поймете что ребенок и его недостатки — это совсем разные вещи. Конечно же, лечение различных аномалий в развитие ребенка необходимо и обращаясь к малышу, принимая его таким — какой он есть с любовью и поддержкой, он будет понимать, что он желанный «Вы есть у него, а он есть у Вас — и это самое главное!».Необходимо первые встречи проводить и женщиной и мужчиной вместе, так как воспринимается ситуация по-разному. Это помогает отцу принять, рассказать об особенностях ухода и развития малыша с первых дней жизни, это важно: так как женщина принимает решения на эмоциональной волне, а мужчина слышит и в дальнейшем налаживает процесс по реабилитации малыша, являясь опорой для матери и ребенка.

При выявлении осложнений идет сопровождение по следующему плану:

  1. Происходит максимальная медицинская оценка заболевания внутриутробного ребенка (максимально точная постановка диагноза экспертной комиссией).
  2. Подробное информирование родителей о диагнозе и всех современных методах лечения этого заболевания:
  • можно ли оперативным или другим путем вылечить ребенка,
  • каково будущее качество жизни ребенка, не грозит ли ему инвалидизация,
  • какова средняя продолжительность жизни при данном пороке,
  • необходима одна операция или несколько,
  • какова технология проведения этих операций, возможно ли выбирать между различными типами операций,
  • насколько порок ребенка угрожает здоровью матери во время беременности,
  • какова будет стоимость лечения ребенка и матери во время беременности, родов и после рождения ребенка,
  • позволяет ли материальное состояние родителей обеспечить полноценное лечение и реабилитацию ребенка,
  • оперативное и другие методы лечения могут быть выполнены в России или обязательным будет обращение к зарубежным специалистам.В г. Клин малышей с врожденным пороком сердца отправляют по бюджету на лечение в ГБУЗ МОПЦ г. Балашиха, по адресу: шоссе Энтузиастов, д.12. Хирургически корригируемые врожденные пороки — Люберецкая Детская больница № 3, адрес: г. Люберцы,ул. Мира д.6. Так же Управление здравоохранения г. Клин использует для помощи таким семьям федеральные или областные квоты на лечение.
  1. Предложение консультации со специалистами, имеющими опыт и знания в лечении и профилактике прогрессирования именно этого заболевания.
  2. Поиск спонсорской помощи для оказания лечения, необходимого во время беременности и после родов.
  3. Поиск усыновителей для ребенка после рождения в случае отказа родителей от его воспитания [5]
  4. Если малыш остается в семье, дальнейшее сопровождение специалистами ранней помощи «Растем вместе» на базе Детской поликлиники.

В результате обзора методов восстановления и формирования высших психических функций ребенка, на сегодняшний день известны следующие методы:

  • Нейропсихологический подход. Исследование «зеркальных»нейронов, отвечающих за способность сопереживать, ставить себя на место другого человека, эмоционально быть включенным в действительность, проигрывая модели поведения во внутреннем плане [9]. Проводя первые дни в больнице, дети лишены нормального эмоционального общения с мамой, поэтому нарушается импринтинг.
  • Помощь по восстановлению психических функций при воздействии цветом (голубой – успокаивает, снимает тонус, оранжевый придает сил)[7]
  • Сеансы прослушивания классической музыки Моцарта, Вивальди, Музыки золотого сечения, чтогармонизирует системы организма и структуры головного мозга [6].
  • Исцеление водой из пирамид Голода, открытое профессором А.Г. Антоновым и его коллегами из российского НИИ Педиатрии, Акушерства и Гинекологии [4]
  • «Мамин» массаж, упражнение тесто – прикладываем руки к голове, как бы вылепливая голову, ушки, шею и т.д. до опоры ножкам, это формирует тактильные ощущения от собственного тела. Игры, потешки [1, 11].
  • Танцевально – двигательная терапия с мамой на руках движения под музыку, формирует пространственные представления тела[9, 11].

Когда необходимо прервать беременность из-за угрозы жизни мамы или малыша, то проводится психологическое сопровождение утраты. Человек не может смириться с двумя вещами: это временем или способом потери. Каждый из нас с вами надеется на лучшее, но если вместе с потереймалыша, женщина «умрет» как мама, то она не сможет, построить адекватные отношения со своими будущими детьми и часть ее личности будет болеть. Поэтому необходимо перевести всю скорбь и печаль в благодарность, за то, что пусть и 1 день или 9 месяцев беременности малыш был с нами [10]…

Литература

  1. Абдулаева  Е.А. Роль динамических игрушекв развитии ребенка.Журнал«Психологическая наука и образование» № 2–2011
  2. Ахутина,  Н.М. Пылаева. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: ПИТЕР, 2008.
  3. Грентли Дик-Рид. Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребенка. 1984
  4. Дэвид Уилкок. Исследование поля источника. Электронный ресурс http://divinecosmos.e-puzzle.ru/list.php?c=knigi_uilkok
  5. Куценко  О.С., http://www.prolife-science.ru/, Книга «Аборт или Рождение? Две чаши весов» -Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. СПб, 2011 год.
  6. Назарова  К.А., кандидат психологических наук, «Методика оздоровления и развития личности с помощью функциональной музыки», ВНИИТЭ
  7. Орлова  В.А., доктор медицинских наук, «Методы цветозвуковой оптимизации функционального состояния на примере «НЙРОТРЕНАЖЕРА-антистресс».
  8. Поневаж  Е.В. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n1/Ponevyazh.shtml [Женщина после преждевременных родов: эмоциональные переживания — Клиническая и специальная психология — 2014/1]
  9. Рамачандран  В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Вилейанур Рамачандран/ Пер. с англ. Елены Чепель/ Под научной редакцией к.псих.н. Каринэ Шипковой.М.; Карьера Пресс, 2012. – 422 с.
  10. Савеличева  В.Л.,доктор психологии (Dr. Ps), «ИРПси терапия при критических состояниях жизнедеятельности», руководитель психологического центра «Вера».
  11. Смирнова  Е.О., Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, СЮ. Мещерякова. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).
  12. Филиппова  Г.Г. Беременность. Консультации акушера-гинеколога, психолога/Г.Г. Филиппова, Е.Ю. Печникова, Е.И. Захарова,- М.: Эксмо, 2008.–224 с. – (Ребенок и уход за ним).
Другие статьи
Понравилось? Поделитесь с друзьями!
Ближайшие курсы
25 и 26 июня в 20.00 (мск)
ОТ 5600 руб
6800 руб
-18%
Послеродовая депрессия: причины, проявления, профилактика, психологическая помощь
онлайн-курс
c 22 июня, 6, 20 июля, 3,17,31 августа по субботам в 13.00
ОТ 7900 руб
15800 руб
-50%
Курс по внутреннему ребенку для выпускников
онлайн-тренинг
курс пройдет с 17 июня - 26 августа
ОТ 65000 руб
83000 руб
-22%
Онлайн-курс "Основы перинатальной психологии и психологии родительства"
онлайн-курс
с 9 июня - 15 сентября (по воскр. в 13.00 мск)
50000 руб
Тренинг Работа с внутренним ребенком
онлайн-тренинг