Психологическая помощь семье при внутриутробной патологии малыша
Сборник тезисов VI Всероссийского съезда онкопсихологов, Москва, 2014 г. 96 с.,Масленникова Е.С. «Психологическая помощь семье при внутриуторобной патологии малыша»
Масленникова Е.C.
«Материнская любовь – это милосердие и сострадание, дающие человеку силы справится с жизненными невзгодами. Безусловное принятие, как правило, рождает у ребенка чувство спокойствия и уверенности в себе».
Филиппова Г.Г.
4 сентября 2014 года Министерство Здравоохранения Российской Федерации выпустило рекомендации № 15–4/10/2–6725для органов государственной власти субъектов Российской Федерации «Профилактика отказов от новорожденных в родильных домах» для использования в работе медицинских организаций, оказывающим помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде.
В особую группу входят женщины с риском рождения детей с врожденными нарушениями развития. В г. Клин разработана медико-психологическая система «Растем вместе» сопровождения таких семей. Становление диады «малыш-мама», основа благополучного результата, при любом варианте разворачивания событий. Что самое опасное то, что родители, нарисовав себе образ малыша, сталкиваясь с жестокой реальностью, переживают утрату безоблачного родительства. В семье происходят процессы перерождения прошлой, знакомой семьи на новую неизвестную. Важно принять себя в новой роли, женщины – матери, мужчины — отца.
Ребенок родится с «недостатками». Родимое пятно, врожденные уродства, неправильная форма головы, в подобных случаях малышу, такие особенности, огорчающие родителей неизвестны. Зато малыш хорошо понимает состояние мамы, которая тревожится, думая о малыше, хмурится. Когда он родится, упираясь взглядом в то, что ее не устраивает в ребенке не принимая и расстраивается, транслируя: что ты не такой, каким бы мне хотелось тебя видеть.
Разумеется, Вы любите малыша самого, а не любите только эти неприятные его особенности, но разобраться в том — что он не такой как все, он сможет спустя несколько лет, а возможно при своевременном медицинском вмешательстве и успешной реабилитации его полнейшее восстановление. Если Вы посмотрите на себя со стороны, глазами лежащего перед вами человека, то поймете что ребенок и его недостатки — это совсем разные вещи. Конечно же, лечение различных аномалий в развитие ребенка необходимо и обращаясь к малышу, принимая его таким — какой он есть с любовью и поддержкой, он будет понимать, что он желанный «Вы есть у него, а он есть у Вас — и это самое главное!».Необходимо первые встречи проводить и женщиной и мужчиной вместе, так как воспринимается ситуация по-разному. Это помогает отцу принять, рассказать об особенностях ухода и развития малыша с первых дней жизни, это важно: так как женщина принимает решения на эмоциональной волне, а мужчина слышит и в дальнейшем налаживает процесс по реабилитации малыша, являясь опорой для матери и ребенка.
При выявлении осложнений идет сопровождение по следующему плану:
- Происходит максимальная медицинская оценка заболевания внутриутробного ребенка (максимально точная постановка диагноза экспертной комиссией).
- Подробное информирование родителей о диагнозе и всех современных методах лечения этого заболевания:
- можно ли оперативным или другим путем вылечить ребенка,
- каково будущее качество жизни ребенка, не грозит ли ему инвалидизация,
- какова средняя продолжительность жизни при данном пороке,
- необходима одна операция или несколько,
- какова технология проведения этих операций, возможно ли выбирать между различными типами операций,
- насколько порок ребенка угрожает здоровью матери во время беременности,
- какова будет стоимость лечения ребенка и матери во время беременности, родов и после рождения ребенка,
- позволяет ли материальное состояние родителей обеспечить полноценное лечение и реабилитацию ребенка,
- оперативное и другие методы лечения могут быть выполнены в России или обязательным будет обращение к зарубежным специалистам.В г. Клин малышей с врожденным пороком сердца отправляют по бюджету на лечение в ГБУЗ МОПЦ г. Балашиха, по адресу: шоссе Энтузиастов, д.12. Хирургически корригируемые врожденные пороки — Люберецкая Детская больница № 3, адрес: г. Люберцы,ул. Мира д.6. Так же Управление здравоохранения г. Клин использует для помощи таким семьям федеральные или областные квоты на лечение.
- Предложение консультации со специалистами, имеющими опыт и знания в лечении и профилактике прогрессирования именно этого заболевания.
- Поиск спонсорской помощи для оказания лечения, необходимого во время беременности и после родов.
- Поиск усыновителей для ребенка после рождения в случае отказа родителей от его воспитания [5]
- Если малыш остается в семье, дальнейшее сопровождение специалистами ранней помощи «Растем вместе» на базе Детской поликлиники.
В результате обзора методов восстановления и формирования высших психических функций ребенка, на сегодняшний день известны следующие методы:
- Нейропсихологический подход. Исследование «зеркальных»нейронов, отвечающих за способность сопереживать, ставить себя на место другого человека, эмоционально быть включенным в действительность, проигрывая модели поведения во внутреннем плане [9]. Проводя первые дни в больнице, дети лишены нормального эмоционального общения с мамой, поэтому нарушается импринтинг.
- Помощь по восстановлению психических функций при воздействии цветом (голубой – успокаивает, снимает тонус, оранжевый придает сил)[7]
- Сеансы прослушивания классической музыки Моцарта, Вивальди, Музыки золотого сечения, чтогармонизирует системы организма и структуры головного мозга [6].
- Исцеление водой из пирамид Голода, открытое профессором А.Г. Антоновым и его коллегами из российского НИИ Педиатрии, Акушерства и Гинекологии [4]
- «Мамин» массаж, упражнение тесто – прикладываем руки к голове, как бы вылепливая голову, ушки, шею и т.д. до опоры ножкам, это формирует тактильные ощущения от собственного тела. Игры, потешки [1, 11].
- Танцевально – двигательная терапия с мамой на руках движения под музыку, формирует пространственные представления тела[9, 11].
Когда необходимо прервать беременность из-за угрозы жизни мамы или малыша, то проводится психологическое сопровождение утраты. Человек не может смириться с двумя вещами: это временем или способом потери. Каждый из нас с вами надеется на лучшее, но если вместе с потереймалыша, женщина «умрет» как мама, то она не сможет, построить адекватные отношения со своими будущими детьми и часть ее личности будет болеть. Поэтому необходимо перевести всю скорбь и печаль в благодарность, за то, что пусть и 1 день или 9 месяцев беременности малыш был с нами [10]…
Литература
- Абдулаева Е.А. Роль динамических игрушекв развитии ребенка.Журнал«Психологическая наука и образование» № 2–2011
- Ахутина, Н.М. Пылаева. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб.: ПИТЕР, 2008.
- Грентли Дик-Рид. Роды без страха. Оригинальный подход к естественному рождению ребенка. 1984
- Дэвид Уилкок. Исследование поля источника. Электронный ресурс http://divinecosmos.e-puzzle.ru/list.php?c=knigi_uilkok
- Куценко О.С., http://www.prolife-science.ru/, Книга «Аборт или Рождение? Две чаши весов» -Пособие для психологов и других специалистов, работающих с женщиной и ее семьей в ситуации репродуктивного выбора. СПб, 2011 год.
- Назарова К.А., кандидат психологических наук, «Методика оздоровления и развития личности с помощью функциональной музыки», ВНИИТЭ
- Орлова В.А., доктор медицинских наук, «Методы цветозвуковой оптимизации функционального состояния на примере «НЙРОТРЕНАЖЕРА-антистресс».
- Поневаж Е.В. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/psyclin/2014/n1/Ponevyazh.shtml [Женщина после преждевременных родов: эмоциональные переживания — Клиническая и специальная психология — 2014/1]
- Рамачандран В.С. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми. Вилейанур Рамачандран/ Пер. с англ. Елены Чепель/ Под научной редакцией к.псих.н. Каринэ Шипковой.М.; Карьера Пресс, 2012. – 422 с.
- Савеличева В.Л.,доктор психологии (Dr. Ps), «ИРПси терапия при критических состояниях жизнедеятельности», руководитель психологического центра «Вера».
- Смирнова Е.О., Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, СЮ. Мещерякова. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: АРКТИ, 2004. — 160 с. (Развитие и воспитание).
- Филиппова Г.Г. Беременность. Консультации акушера-гинеколога, психолога/Г.Г. Филиппова, Е.Ю. Печникова, Е.И. Захарова,- М.: Эксмо, 2008.–224 с. – (Ребенок и уход за ним).