Г.Г. Филиппова
Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО Научный Ценр Психического Здоровья РАМН
Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения
Беременность у девочек-подростков (13–17 лет) с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы, ценностно-смысловых ориентаций, формирования полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к «благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям юных.
Репродуктивная сфера состоит из двух блоков: полового поведения и материнского. Потребности, обеспечивающие реализацию репродуктивного поведения, можно назвать «витальными для вида»: индивид без их удовлетворения может существовать, а вид — нет. Стремление удовлетворять потребности репродуктивной сферы обеспечивается мощными мотивационными механизмами, имеющими сложное развитие в онтогенезе.
Особенностью «биологического проекта» репродуктивной сферы является _несвязанность_ обоих ее блоков в субъективной представленности. Поэтому и логика развития этих форм поведения в онтогенезе самостоятельна. Опредмечивание мотивационных основ отношения к ребенку обеспечивается реакцией на ключевые «младенческие» признаки, в результате чего младенец приобретает самостоятельную ценность. При разделенности в субъективной представленности материнской и половой сфер отношение к младенцу не подвергается влиянию со стороны полового поведения.
С возникновением сознания и общества положение меняется. Во-первых, образовавшиеся социально-культурные ценности полноправно участвуют в развитии материнского и полового поведения. Во-вторых, происходит объединение родительского и полового поведения в единый комплекс. Однако, их биологическая разделенность в субъективной сфере провоцирует различную степень дисгармонии получившегося образования. Связывание в сознании образа ребенка с причиной его появления переводит ценностное отношение к младенцу из безусловного в обусловленное, зависимое от особенностей полового поведения.
С этой точки зрения интересно отметить различное отношение в обществе к законнорожденным и незаконнорожденным детям, оправдывание абортов при беременностях вследствии изнасилования ярыми противниками абортов, традиции оставлять детей в семье мужа после развода у некоторых национальностей. Утрата ребенком абсолютной ценности может рассматриваться как одна из причин отказа женщины от новорожденного.
Наиболее проблемной является ранняя беременность, отягощенная как фактором нежеланности, так и «незаконности». Именно в этом возрасте фактор «незаконности» может стать определяющим, так как он связан с незавершенной сепарацией от родителей и незрелостью эмоционально-волевой сферы и ценностно-смысловых ориентаций личности.
Можно выделить 2 аспекта проблемы ранней беременности, касающихся особенностей онтогенетического развития репродуктивной сферы:
Особенности родительского поведения матери и отца определяют характер полоролевой идентификации юной женщины. По нашим данным это в первую очередь сказывается на отношщении к половому партнеру, и лишь через это может повлиять (или не повлиять) на отношение к ребенку.
Возможно сочетание полоролевой идентификации по мужскому типу с хорошей сформированностью мотивационных основ материнского поведения. Видимо, специфическое эмоциональное отношение к ребенку является общей характеристикой родительского поведения, присущей обоим полам, а не только характеристикой поведения матери, что иллюстрирует независимость мотивационных основ полового и материнского поведения.
Таким образом, беременность в пубертатном периоде предопределяет грубое нарушение не только в развитии полового и материнского поведения, но и многих личностных образований. Это подтверждается случаями «благополучных» исходов ранней беременности:
Во всех подобных случаях наблюдаются осложнения в протекании беременности, а часто и родов, в развитии эмоционального контакта с ребенком. У беременных 15–16 лет, состоящих в браке, отмечается тревожность, неуверенность в успешности выполнения материнской роли, ориентация на необходимость помощи старших, причем свои действия рассматриваются скорее как помощь более опытным родственницам в уходе за ребенком. На мужа возлагаются надежды по обеспечению защиты, поддержки, организации всех сторон жизнедеятельности. Это препятствует развитию материнской интуиции, уверенности в собственной компетентности относительно интерпретации поведения ребенка, рефлексии своих чувств. Последнее является одним из существенных факторов развития эмоционального компонента материнского поведения. Кроме того, выражен конфликт между актуальным процессом становления собственных ценностно-смысловых ориентаций, характерным для этого возраста, и необходимостью осознать завершенность прошедшего жизненного этапа, перехода в новое качество.
Интересно отметить, что подобные особенности онотогенетического развития материнского поведения и динамики эмоционального состояния во время беременности отмечены у будущих матерей, личность которых имеет черты инфантильности, незрелости эмоционально-волевой сферы и т.п., то есть психологически «еще не ставшими взрослыми» к моменту беременности.
Высказанная точка зрения на особенности развития репродуктивной сферы поведения и личности в целом на фоне ранней беременности обосновывает необходимость профилактики и коррекции этих нарушений не только до вознкиновения и в период беременности, но также после родов. В случае «благополучного исхода» (ребенок воспитывается в семье родившей женщины) необходима коррекция взаимоотношений юной матери как с новородженным, так и с родителями и другими родственниками. Это важно не только для нее самой, но и для ее ребенка.