Беременные обращаются с разными страхами. И каждый страх преломляется через личность женщины. Поэтому всякий раз подбираешь индивидуальный план работы.
Разберём один случай.
Передо мной сидела худая, похожая на подростка молодая женщина. Она выглядела растерянной и встревоженной. Шла 14 неделя беременности. Беременность случилась у Ани по неосторожности. После чего они с отцом ребенка поженились. Они не планировали детей. Вся эта ситуация была для клиентки неожиданной.
Аня беспокоилась, что накануне беременности принимала антибиотики и не знала, не отразится ли это негативно на ребёнке. Она рассказала, что не мыслит утро без чашечки кофе, иначе спит на работе, и, когда теперь позволяет себе один – три раза в неделю кофе, то потом весь день ругает себя. Она опасалась за прочность отношений с мужем, так как он вспыльчив, не склонен к компромиссам и достаточно эгоистичен. И ей непонятно, насколько их союз выдержат испытание родительством.
По стилю переживания беременности (по Г.Г.Филипповой) данный случай можно было отнести к амбивалентному. С одной стороны, Аня приняла беременность и старалась создать здоровые условия для ребёнка. С другой, её действия были непоследовательны, и она испытывала затруднения с тем, чтобы в полной мере вписать беременность в свою жизнь.
Я предложила клиентке нарисовать на листе бумаги А4 все свои страхи в виде облачков, а затем, выбрав цветной карандаш из большого набора, закрасить их штриховкой различной интенсивности в зависимости от тяжести. Для закрашивания она выбрала бордовый – цвет сдерживаемой энергии. Очевидно, внутри неё кипели эмоции, но как с ними поступить, она не знала.
На первом месте оказался страх, что что-то случится в родах, на втором – страх расставания с молодым человеком, на третьем – страх не справиться с материнскими обязанностями. Были и другие страхи. Но здесь я остановлюсь на трёх, отмеченных как самые важные.
Страх родов
Аня боялась боли и госпитализации. Она боялась больниц, потому что в детстве часто в них попадала, и сохранила тяжелые воспоминания о своём одиночестве в палате.
Страх за отношения с мужем
Отец Ани ушел из семьи, когда ей было 6 лет. Он уехал далеко в другой город, и присылал ей подарки на Новый год и день рождения, и раз в несколько лет приезжал, подхватывал, обнимал, кружил, а она всё время тосковала. Мама много работала и была безэмоциональной. Аня желала своему ребенку, чтобы в его жизни присутствовал отец. Но, не наблюдая в детстве, как строятся отношения между мужчиной и женщиной, она не обладала навыками установления эмоционального контакта и разруливания конфликтов, и опасалась, что фактор рождения ребёнка приведет их отношения к краху. Тем более, что именно так произошло у её двоюродной сестры.
Страх не справиться с материнскими обязанностями
Аня наблюдала в детстве, как трудно маме, и понимала, что ради того, чтобы у неё всегда была на столе еда, одежда и летняя поездка на море, мама работала и в будни, и в выходные. И при этом Ане не хватало именно присутствия мамы, разговоров с ней, поглаживания по спине, совместных прогулок. Она хотела бы это дать своему ребенку, но ей казалось, что сам уход за малышом это так сложно, что на «просто любовь» у неё не останется сил.
Как мы работали
Страх родов
Я внимательно выслушала маленькую Аню, делившуюся своими страхами и чувством одиночества в больничной палате. Аня рисовала свои чувства. А затем из себя взрослой научилась давать себе поддержку. Она написала сказку, где в роли доброй феи взяла себя маленькую за руку и провела через отделения больницы, объясняя, что происходит вокруг. Затем с собой подросшей она прошла в предродовое, родильное и послеродовое отделение и всё объясняла себе, что там происходит (с моей помощью). А уже к 28 неделе Аня выбрала себе врача, которому задала подготовленные нами заранее вопросы, у неё возникли с ним доверительные отношения. Уровень её страха перед родами дошел до оптимальных цифр.
Страх за отношения с мужем
Я спросила у Ани, что она ценит в муже, и как относится к его недостаткам. Она ценила в нём серьезное отношение к работе, общие интересы и то, что он поддерживал её, когда она сломала руку и когда сообщила о своей беременности. При этом она отмечала, что он замкнут и малообщителен, курит и не поддерживает её интерес к лошадям. Я предложила Ане прийти вместе с мужем на занятия по подготовке к родительству, чтобы и она, и он имели реалистичные представления о том, что их ждёт после рождения ребенка. Они научились на кукле поддержкам ребёнка, смене подгузников и рациональной организации жизни с малышом. Две встречи мы провели вместе. Затем они пришли ко мне еще на несколько встреч, чтобы обсудить разногласия между собой, в процессе чего освоили диалог в формате «Я-высказывания» и секреты установления договарнностей. Теперь их разговоры о будущем стали носить деловой характер, и страх сменился диалогом.
Страх не справиться с материнскими обязанностями
Я объяснила Ане и её мужу, как удовлетворять психологические потребности ребёнка, и что на это не требуется отдельное время, а достаточно насыщать младенца улыбками, взглядом и телесным контактом во время рутинных процедур. Супруги посмотрели фильм Still face и проделали упражнение на отзеркаливание мимики друг друга. Мы также установили, что после 3-х - 4-х месяцев у Ани появится день на себя. Так постепенно тревога проходила, и у клиентки появлялось всё больше уверенности в себе и поддержке мужа.
Мы встречались с 14 по 28 неделю беременности, а потом еще несколько месяцев Аня писала мне периодически сообщения, рассказывая в нескольких словах, что с ней происходит.