Снятие барьеров на пути к материнству
Клиенты с бесплодием часто приходят к нам в отчаянии, после многих неудачных попыток ЭКО, измученные гонкой за беременность.
Маша, юрист в крупной компании, появилась в моем кабинете в состоянии, близком к депрессии. Врач настаивала, чтобы спустя 3 месяца после последней неудачной подсадки она снова шла в протокол.
Я прошу Машу дать ассоциации к слову «мама»: «страх, ор, снова недовольна, ожидание». Ассоциации к слову «ребенок»: «комок, червяк, кричащий, сморщенный, маленький». Налицо конфликт с материнством. Ищу истоки. С детства мама объясняла Маше, что хотела делать аборт, и только обстоятельства помешали. Мама была недовольна ее поведением, оценками, друзьями, интересами. С 3 лет Маше приходилось оставаться дома одной. Она чувствовала, что мешает маме жить. Так мама транслировала Маше представление о материнстве как тяжелой, изнуряющей бессмысленной нагрузке. А собственный опыт детства кричал, что ребенком быть тяжело, возвращаться в детство не хотелось.
Как конфликт с материнством сказался на лечении? У Маши было три неуспешных подсадки. Доктор говорила ей, что каждый раз, когда она приближается к ней с эмбрионом, она вся сжимается. Сопротивление на телесном уровне. Я спросила, как Маша представляет ребенка внутри. Она описала нечто чужеродное, внедряющееся в тело, небезопасное.
Я высказала заключение: у Маши нет потребности в материнстве. Маша испугалась: «Так Вы считаете, мне не надо беременеть?». «Я не знаю, - ответила я. Только Вы можете это решить. Но сейчас Ваши попытки – это явное издевательство над собой, ведь то, куда они могут Вас привести – Вы боитесь больше всего». С этого мы начали работу.
Я попросила Машу остановиться в попытках забеременеть. Я рассказала ей, какие качества требуются от матери. И если она думает о материнстве, мы начнем работать над их развитием. Маша согласилась. Сначала надо было вернуть ей себя, свою самоценность, женственность, эмоциональность. Потом можно будет формировать и адекватное представление о материнстве.
Работа состояла из трех этапов.
1. Возвращение клиентке себя. Мы работали над принятием слабостей, уязвимости. Маша научилась давать дать себе то, что не получила в детстве от мамы – безусловное принятие. На работе у Маши нередко случались конфликты с коллегами, её многое в них раздражало. После раскрытия эмоциональной сферы она стала спокойнее относиться и к недостатками, которые раздражали в коллегах. Наладилась коммуникация.
2. Принятие и забота о теле шла через телесноориентированную терапию, физические упражнения на устойчивость.
3. Обращение к теме материнства. И только на третьем этапе я рекомендовала Маше книги про младенцев, попросила приглядеться к матерям с колясками. После снятия конфликтам, мы конкретизировали образы ребенка и матери.
Мы работали 6 месяцев. Через год Маша родила. Она забеременела сама. Начало материнства не было простым, но благодаря нашей работе у нее была энергия для того, чтобы преодолеть препятствия.