Сложный случай переживания утраты.
В практике перинатального психолога утраты встречаются часто.
У Анны было бесплодие, неудачные попытки ЭКО. И, вот желанная беременность двойней!
На сроке 23 недели врач сообщил ей о гибели одного из близнецов по причине фето-фетального трансфузионного синдрома и строго сказал: «Плакать нельзя, надо думать о живом ребенке.
Вы вынашиваете одного ребенка. Позаботьтесь о нём».
В глазах Анны всё потемнело. Ее ребенок умер, есть риск для второго. И ей придется вынашивать до родов двоих: и живого, и мертвого. Она замерла, заморозилась. «Ведь если я плачу, я переживаю, я могу навредить мальчику» - объясняла она мне. И винила себя. Что она сделала не так, что ребенок ушёл?
Анна боялась за второго ребенка и умоляла его остаться. Но ощущение угрозы не оставляло её. Матка теперь не воспринималась ею как безопасное место для ребенка. Тревога нарастала.
Я начала работу с Анной, дав ей высказать свои эмоции и разрешив оплакать скончавшегося сына, и это сняло часть напряжения и открыло доступ к чувствам. «Что выражается в ваших слезах?» - спросила я. «Это любовь» - ответила она.
Мы работали с образами. Я спрашивала у Анны, как она представляет своих детей, место, где они пребывают. Она видела две разные части матки. Со стороны умершего ребенка была темнота. Это место мы обозначили как склеп. В другой части был свет, там развивался и рос живой ребенок.
Когда Анне удалось обозначить и интегрировать эти образы, она смогла принять нынешнюю ситуацию. Теперь она могла заботиться и общаться с живым ребенком, по мере его развития. При этом она захотела в 18 часов вечера уделять внимание мыслям об ушедшем ребенке и оплакивать его.
К родам она уже была готова попрощаться с умершим и встретить живого. Мальчик родился на 36 неделе. И она в полной мере смогла эмоционально включиться в уход за ним.
Этот случай показывает, что перинатальному психологу недостаточно иметь общие знания о цикле горя. Есть своя специфика в работе с перинатальными потерями. В данном случае матери не только пришлось печалиться о смерти одного из детей, но и эмоционально открыться живому ребенку.
Совместить это без помощи психолога вряд ли было бы возможно.